Лидер общественного движения "Тигры РОДИНЫ" (молодежное крыло партии "РОДИНА") Владимир Лактюшин наряду с видными религиоведами и политологами прокомментировал изданию Eurasia Daily вопрос о том, почему Совет муфтиев России упорно не хочет отказываться от одобрения ваххабизма. Предлагаем вашему вниманию полный комментарий Лактюшина (на Eurasia Daily опубликован в сокращении):
"Разрушение единого цивилизационного пространства СССР в 1989-1991 годы затронуло и религиозную сферу. На Западной Украине униаты при помощи националистов захватили тысячи православных храмов, в Поволжье тогда же похожие процессы проходили силами неформального ислама. Во время крушения единой страны, когда главы союзных или автономных республик становились лидерами "независимых стран", огромный соблазн появился и для религиозных иерархов. Для этого на Украине нужно было клясться в верности национализму и незалежности (так появился печально известный Киевский патриархат), а среди российских мусульман - идти на поклон к богатым арабским шейхам, прежде всего из Саудовской Аравии, где был узаконен ваххабизм.
Возникшие в противовес каноническому Духовному управлению мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС) муфтияты в 1996 году объединились в Совет муфтиев России (СМР) во главе с Равилем Гайнутдином, выделившим в 1994 году из ДУМЕС возглавляемый им Московский муфтият. С тех пор это объединение изрядно поредело, исчезли такие новосозданные муфтияты как Бугурусланский (в Оренбургской области), в медресе которого после теракта в Беслане году нашли оружие и радикальную литературу, вышли из него такие крупные муфтияты, как Татарстанский. В последнем угрозу ваххабизма особенно остро осознали после покушения в 2012 году на муфтия республики Илдуса Файзова.
СМР, во-первых, изначально создавался как объединение новосозданных муфтиятов, искавших поддержки за рубежом, среди арабов, и поэтому не может выступить против ваххабизма. Во-вторых, для Гайнутдина очень болезнен уход из СМР в 2011 году муфтията Татарстана и, хотя бы поэтому он будет всячески оппонировать его действиям. В-третьих, реальную группу поддержки СМР во многих крупных городах даже в последние годы составляли именно оппозиционные традиционно действующим там муфтиятам молодые исламские деятели, склонные к различным нетрадиционным для России версиям ислама. СМР выступал для них как крупная "крыша", а они давали ему реальный актив, и отрекаться от них для него будет смерти подобно. Наоборот, присутствие неформального ислама в разных регионах дает надежду на то, что рано или поздно можно будет создать на его основе свои "параллельные" структуры".