После первого тура президентских выборов, в котором Петр Порошенко набрал вдвое меньше, чем шоумен Владимир Зеленский (15,95% против 30,24% голосов), в созданной при непосредственном участии действующего президента автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ), признанной пока что лишь Константинопольским патриархатом, пошло брожение. На поверхность вышли конфликты, которые Порошенко удалось силой своего админресурса загасить в прошлом году.
Напомню, в чем состоял конфликт. В июле 2008 года создание автокефальной Украинской церкви, которое лоббировал тогдашний президент Виктор Ющенко и на которое он уломал патриарха Константинопольского Варфоломея, в последний момент сорвалось из-за нежелания Филарета (Денисенко) расставаться с присвоенным себе титулом патриарха Киевского и всея Украины и отказываться от лидерства в новой религиозной организации. Помня этот момент, Варфоломей и Порошенко на этот раз заставили Денисенко отказаться от выдвижения своей кандидатуры 15 декабря 2018 года на объединительном Соборе двух неканонических церквей – Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В итоге главой ПЦУ с титулом митрополита (статус патриархата Варфоломей давать ПЦУ в обозримом будущем не намерен) стал митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний (Думенко) из Киевского патриархата.
Думенко многие называли креатурой Денисенко, на что указывал и стремительный карьерный рост молодого (1979 года) архиерея: 21 декабря 2007 года он постригается в монахи, 6 января 2008 года рукополагается в сан иеродиакона, 20 января 2008-го – иеромонаха, 16 марта 2008-го – архимандрита, вслед за этим становится 20 марта 2008 года наместником Свято-Михайловского Златоверхого мужского монастыря в центре Киева (главного монастыря Киевского патриархата), 30 мая 2008-го становится еще и управляющим делами Киевской патриархии. 21 октября 2009 года он избирается уже и епископом, 23 января 2012-го – архиепископом, 28 июня 2013-го – митрополитом.
Безусловно, без опекающей руки Денисенко дело не обошлось, некоторые злые языки даже предполагали, что молодой митрополит является его сыном, указывая на явное внешнее сходство и наличие у Денисенко в свое время уже на посту митрополита жены (что стало позже одной из причин его исторжения из Церкви в 1992 году). Впрочем, это к сути дела не относится, а покровительство любимчикам возможно и без родства с ними.
Факт в том, что кандидатуру Думенко на Соборе поддержал и Порошенко, оказавший вместе с Денисенко давление на другого архиерея Киевского патриархата, который мог составить реальную конкуренцию Думенко – митрополита Луцкого и Волынского Михаила (Зинкевича). 18 декабря 2018 года Зинкевич рассказал на пресс-конференции в Луцке: "Были горячие дискуссии между мной и патриархом Филаретом. Не договорившись ни о чем, часть делегатов со мной покинула Теплую Софию и пошла в Большую Софию… Я сказал делегатам, что меня шантажируют, а это недемократично, не было никаких аргументов в пользу того, что я должен снять свою кандидатуру". Приложил к этому руку и Порошенко, с которым у Зинкевича также состоялся разговор (и даже не один) во время Собора: «Позиция президента была – давайте договариваться, потому что для Украины это решающий момент».
В итоге, как заявил митрополит Луцкий и Волынский, "я решил снять свою кандидатуру в пользу единой Украинской церкви", и все голова делегатов Киевского патриархата собрал Думенко, тем самым автоматом выигравший выборы. Денисенко сохранил за собой после этого почетный титул патриарха, от которого так и не пожелал отказаться.
По сути, в ПЦУ воцарилось хрупкое "двоевластие", в котором Думенко со своей командой молодых епископов при поддержке Порошенко стал "отжимать" Денисенко и его старую команду (епископов, управлявших Киевским патриархатом с 1990-х годов) от реальных рычагов управления Церковью, которые тот планировал сохранить за собой.
После того, как Порошенко показал низкий результат в первом туре президентских выборов и стало ясно, что он скорее всего проиграет и второй тур (слишком велик разрыв с Зеленским), представители старой команды осмелились поднять голос.
"Возвращаясь мыслями в предсоборный период, я вспоминаю как 12 декабря 2018 года некоторые говорили "не надо нам Томоса, зачем он нам". В преддверии объединительного Собора велись горячие дискуссии о будущем Церкви, о ее устройстве, кандидатуре предстоятеля. Эти дискуссии, как и архиерейский Собор УПЦ КП, показали, что епископат не хочет быть молчаливым исполнителем, а хочет принимать активное участие в создании и образовании Церкви, которую они (архиереи) активно развивали и немало для этого потрудились", – написал 2 апреля на сайте «Киевское православие» митрополит Ивано-Франковский и Галицкий ПЦУ Иоасаф (Василик).
И далее Василик переходит в атаку на нынешнее руководство ПЦУ: "Некоторые очень не хотят, чтобы все епархиальные архиереи поочередно заседали полноправно в Синоде и были ответственными за развитие Церкви. То, что епископат молчаливо принял нынешний состав Синода, созванный с некоторыми нарушениями, не значит, что епископат готов соглашаться с попыткой реанимации старой структуры (которую он перед этим называет "митрополитбюро", намекая на Политбюро ЦК КПСС. – Авт.). Попытка реанимации это путь к новому расколу Церкви, а этого допустить нельзя.
В тот же день уже четко расставил все точки над «i» еще один митрополит ПЦУ Иоасаф, на этот раз – Белгородский и Обоянский Шибаев. Да, у Киевского патриархата с 1990-х годов есть несколько митрополий на территории России, хотя по факту каждая из них имела всего несколько приходов. Белгородская и Обоянская из них самая крупная – в ней аж три местных религиозных организации (по факту представляющих домовые храмы и монастыри) в Белгородской и Курской областях, тогда как в прочих митрополиях было по одному.
Поскольку на территории России до Шибаева не добраться СБУшникам, митрополит Белгородский назвал на своей странице в Facebook вещи своими именами: "Братья и сестры, хочу поделиться с вами своей невыносимой тяжестью, которая вот уже два месяца тяготит и гложет мою душу. Не хотел писать, ждал и надеялся на то, что все как-то прояснится. Не проясняется, не рассеивается. Написал я это письмо сразу после приезда из Киева, где присутствовал на интронизации Блаженнейшего митрополита Епифания. И вот до этого дня не предавал огласке свою боль. Теперь, смотрю, начинают появляться публикации, старающиеся покрыть явно творящееся беззаконие в Церкви. И, как архиерей, ответственный в свою меру за судьбу Церкви, я публикую свой текст, повторяю, написанный еще в феврале месяце". Назвал его Шибаев как Короленко знаменитую статью – "Не могу молчать!"
По словам митрополита, на Соборе произошло следующее: "На наших глазах и с нашим невольным участием произошел церковный переворот. В нем, обманом, сменили на только предстоятеля Церкви, но и саму Церковь направили по какому-то лживому пути, сделали ложь началом ее бытия. Святые каноны Православной церкви… заменили чьей-то человеческой, а значит, не лишенной греховности, волей".
И кто же это сделал? "Сейчас, при слабом возражении против этого, нам отвечает теперешняя молодежь, возглавившая Церковь", – пишет Шибаев. И далее называет виновных уже пофамильно: "Вся подготовка к этим, уже совершившимся событиям, велась в каком-то тайном шушуканье между окружением патриарха – митрополитом Епифанием, архиепископами Евстратием и Агапитом. Все происходящее представлялось в виде каких-то отрывочных полуслухов-полупредположений, никто не знал точного положения дел. Правда, уже тогда "вражеская пресса" писала о том, что молодое окружение патриарха имеет тайный план устранить патриарха от управления, но никто этому не верил. А, выходит, напрасно не верили!"
Далее митрополит объясняет: "Когда мы спрашивали – а кто же будет предстоятелем? За кого будем голосовать? Нам отвечали, в том числе и Святейший патриарх – за митрополита Епифания. На наше недоумение по поводу его чрезвычайной, для предстоятеля, молодости, неопытности, да и неизвестности его убеждений, нам говорили – управлять Церковью будут вместе – патриарх Филарет и митрополит Епифаний. Говорили, более того – внешние, межцерковные дела будет осуществлять новый предстоятель, а внутрицерковное управление будет осуществлять патриарх – до своей смерти (пусть он живет еще долго и долго)… Мы, успокоенные обещанием участия в управлении богатого опытом патриарха, согласились".
Упоминает он детально и тот пункт, на котором сосредоточил свою критику его тезка из Ивано-Франковска: "Вызывал споры (уже после принятия Устава) пункт Устава о составе Синода. В уставе прописано – членами Синода будут все епископы по очереди, согласно диптиху (старшинству хиротоний). Кто же будет определять персональный состав этого ротационного Синода? Устав говорит – назначает членов Синода предстоятель. Т.е. от одного человека – предстоятеля будут зависеть решения Синода. Он имеет возможность подобрать такой состав, который примет именно его решение. Этим в Церкви вводилось единовластие – отбрасывался принцип соборности". Не назван еще один момент – до этого преимущество имели епископы, рукоположенные Денисенко еще в 1990-е годы, а теперь Думенко мог расставить на ключевые посты в Синоде молодых архиереев.
Шибаев жалуется о том, что началось сразу же после избрания Думенко: «Голос патриарха (Денисенко. – Авт.) почти не был слышен. Архиерейская молодежь, не стесняясь, спорили со старцем по любому мизерному вопросу, в особенности, когда стал вопрос об управлении патриархом приходами Киева. Тут началось просто глумление над старцем-патриархом! В этом преуспевали митрополит Симеон (митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий), перешедший в ПЦУ из УПЦ. – Авт.) и епископ Герман, участвовал и митрополит Макарий (оба – представители УАПЦ. – Авт.). Они в непочтительном, чтобы не сказать – в хамском тоне требовали отобрать у патриарха право на управление киевскими приходами. Архиереи бывшего Киевского патриархата помалкивали, давая возможность глумиться над патриархом». А что делать, ведь тот же Шостацкий – давний "личный митрополит" Порошенко, еще когда тот не был президентом.
Судя по тому, что 3 апреля заявление Шибаева было опубликовано и на сайте Киевского патриархата(где 10 апреля появилась и парадная новость о деяниях его тезки в Ивано-Франковской епархии), за этими осмелевшими архиереями стоит и поддержка Денисенко, и прочей "старой команды", недовольной тем, как Думенко и "архиерейская молодежь" нагло оттерли их от руководства при поддержке президента.
Тем самым наличествует и желание реванша.
Владимир Лактюшин (руководитель движения "ТИГРЫ РОДИНЫ, молодежного крыла партии "РОДИНА") - специально для VERUM.TODAY