О перспективах президентских выборов, назначенных на 31 марта, Украине.ру рассказал лидер движения "ТИГРЫ РОДИНЫ" (молодежного крыла партии "РОДИНА") Владимир Лактюшин
- Начну с простого вопроса — кто победит на этих выборах, по вашему мнению?
— Ситуация на Украине характеризуется тем, что с трудом прогнозируется даже на относительно коротких дистанциях. И примеров тому много. Накануне Майдана самыми мощными фигурами украинской оппозиции были Юлия Тимошенко (партия которой и вовсе именовалась "Объединенной оппозицией") и Виталий Кличко, но в итоге президентом после победы протестующих стал Петр Порошенко, а партия Тимошенко взяла небольшой результат после выхода из нее многих топовых политиков, создавших "Народный фронт". Порошенко выиграл в 2014 году выборы в первом же туре, но за четыре года растерял рейтинг так, что скатился до пятого-шестого места. Его уже списали полностью со счетов, а он вдруг вырулил благодаря томосу на второе-третье место.
Зеленского еще год назад никто не оценивал как перспективного политика, и стоит заметить, что лишь член Бюро Президиума партии "РОДИНА" Алексей Рылеев в октябре 2017 года со ссылкой на свои источники отмечал, что в Администрации президента Украины шоумена Владимира Зеленского наряду с солистом "Океана Эльзы" Святославом Вакарчуком серьезно "примеривают" как кандидатов на президентские выборы 2019 года. И все же, даже когда шоумен начал делать намеки на свое участие в гонке, он уступал Вакарчуку, и уж точно никто не ожидал, что сейчас с ходу он вырвется на первое место в рейтингах!
Пока что основная тройка лидеров — Порошенко с его админресурсом, Тимошенко с ее протестным электоратом, Зеленский как "темная лошадка" и "новый черный".
- Как считаете, сможет ли Зеленский сохранить первое место и выиграть выборы?
— Опять же сложно сказать. Пока что по нему прошли лишь первые выстрелы компромата — как оказалось, "принципиальный борец с Москвой, порвавший с ней в 2014 году все дела после присоединения Крыма", вплоть до самого недавнего времени вел бизнес в нашей стране и даже получал многомиллионные субсидии из государственного фонда кино! Это, конечно, факт вопиющий, просто возмутительный — фирма шоумена, ездящего в АТО развлекать и благодарить карателей "за то, что защищаете нас от всякой сволочи" (цитата), собственноручно избивающего людей на своих концертах за флаги России (и гордящегося этим!), получает деньги из российского бюджета.
Проблема Зеленского и в том, что его избиратель — молодежь и разочарованные во всем обыватели, а эти категории реже всех доходят до избирательных участков. Сильнее всех в этом плане остатки Партии регионов (на востоке страны) и Тимошенко (в центре и на западе), потому что за них голосуют прежде всего пенсионеры, а это самые дисциплинированные избиратели. Но в этом же слабость этих политических сил — они ассоциируются в глазах общества с чем-то устаревшим и неинтересным, молодежь за них голосовать не хочет. Тимошенко в прошлом году пыталась привлечь молодой образованный электорат (условного избирателя Вакарчука) "Новым курсом", но, судя по заявленному на январском съезде "Батькивщины", поняла бесперспективность этого и обратилась к привычному для нее социальному популизму — дать быстро все и всем.
Тимошенко сейчас пытается привлечь избирателей других политиков: сторонникам Порошенко показывает, что она тоже за томос и скорейшее вступление в НАТО, националистам — что вот у меня на сцене киборги и моя партия в 2014 году сформировала два батальона для отправки на фронт, избирателям Ляшко — изменение Конституции (Ляшко планирует упразднить пост премьер-министра и передать все полномочия президенту, а Тимошенко — ввести пост канцлера и наделить его всеми полномочиями, разница невелика) и радикальное сокращение числа депутатов Верховной Рады и т.д.
- Как, на ваш взгляд, смогут выступить партии Юго-Востока, представляющие условного пророссийского избирателя?
— Здесь все довольно печально. Самый печальный момент, на мой взгляд, — исчезновение в современной Украине по-настоящему пророссийских, точнее даже прорусских партий, которыми до 2014 года были "Русский блок", "Русское единство" (для поддержки которого в Крым в январе 2014 года прибыла делегация нашей партии), блок "За Украину, Белоруссию и Россию" (ЗУБР), одесские "Родина" и "Славянское единство" (лидер последнего Дмитрий Хаблюк, в 2010 году депортированный с Украины тогдашней властью, в 2013 году возглавил одно из отделений возглавляемого мною подмосковного движения "Мой двор") и т.д.
Да, эти партии собирали доли процента в целом по стране, но хорошо выступали в регионах с преобладающей долей русского населения, и, главное, они "подпирали" с улицы более крупные и умеренные партии. Сейчас ничего этого нет, "улица" на Украине зачищена под майдановские и националистические движения. Есть какие-то львовские анархисты из "Автономного сопротивления", но и те бравируют символикой ОУН и участием в АТО.
Партия регионов, очень условно пророссийская, сохранила свой потенциал — потенциал владельцев крупных промышленных предприятий, за которых голосуют их сотрудники с семьями, а также местные пенсионеры, которым они что-то подбрасывают. Коммунисты (которых на Украине так и не запретили, несмотря на принятый закон о декоммунизации) и социалисты (Витренко) просто сдулись за счет старения их электората и откровенно капитулянтской, соглашательской политики Симоненко по отношению к новой власти.
Ну какие сейчас там пророссийские партии и политики, ни один из которых не признает присоединение к России Крыма или независимость народных республик Донбасса (максимум предлагая последним статус автономии в составе Украины)? Юрий Бойко, бывший замглавы Партии регионов и ныне кандидат в президенты от "Оппозиционного блока — За жизнь", сфотографировался после подачи документов в Центризбирком на фоне огромного баннера с бандеровским лозунгом "Слава Украине, героям слава!", и это фото вывесили на лицевой странице сайта его партии! Что уж тут еще говорить?
Нам нужно, как это делают американцы, системно выращивать в сопредельных странах свои идеологически близкие политические силы с молодыми харизматичными лидерами и реальным активом, создавать там свои НКО и СМИ, а не пытаться спешно делать ставки в изначально чужой игре, где все кандидаты играют в свою (а не в нашу) пользу.
- В 2014 году роль фаворита "вашингтонского обкома" на Украине играл "Народный фронт" Яценюка. Через кого заходит сейчас американское влияние?
— Мне кажется, это тот самый Вакарчук, которого два последних года усиленно готовили к роли "спасителя Украины" в топовых политологических вузах США. Да, в президенты он в итоге не пошел, пока что очевидно слабоват. Опять же он мог проиграть, а американцы этого не любят, они вообще растят нужных им политиков любовно, последовательно (вспомним Ющенко), а не бросают в огонь и полымя ради сиюминутных интересов.
К тому же можно влиять на выборы и не участвуя в них. Пока все кандидаты топят друг друга, замазывая с ног до головы грязью, сохранять чистый олимпийский облик далекого от всего этого непотребства морального авторитета и держа наготове свой электорат (а у Вакарчука это минимум 5% избирателей, а в 2017-м году цифры поднимались и втрое выше, до второго места). Вакарчук — это маяк для адептов первого и второго Майданов, образованной городской молодежи, реформистского прозападного избирателя.