Вновь активизировались обсуждения о легализации в России частных военных компаний (ЧВК). Эта тема не нова, став чрезвычайно актуальной в связи с военными действиями в Донбассе и Сирии. На Западе в таких случаях военные министерства широко обращаются к профессионалам из ЧВК. Достаточно сказать, что в ходе активной фазы войны в Ираке там работали по контрактам около 10 тысяч сотрудников различных ЧВК.
В октябре 2014 года депутат Геннадий Носовко внес на рассмотрение Госдумы законопроект "О частных военно-охранных компаниях", повторив попытку в декабре 2015 года с измененным законопроектом "О частной военно-охранной деятельности". Оба раза идея не встретила поддержки ни в руководстве Госдумы, ни в правительстве.
Более того, в 2013 году мощный удар был нанесен по компании Moran Security Group, осуществлявшей охранную деятельность за рубежом (речь шла, прежде всего, о защите коммерческих кораблей от пиратов). Заместитель директора Вадим Гусев и кадровик Евгений Сидоров были арестованы и осуждены по статье 359 УК РФ "Наемничество" за вербовку людей в "Славянский корпус", занимавшийся охраной объектов в Сирии.
С одной стороны, логика понятна. Правоохранительные органы пресекают найм людей на военные действия за пределами России. По статье "Наемничество" открыты уголовные дела и на россиян, записавшихся в 2014-2015 годы в "Азов", "Правый сектор" (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и другие карательные украинские батальоны. Аналогично, та же статья может быть вменена тем, кто отправляется в Сирию "на джихад" в формирования "Аль-Каиды" (организация, деятельность которой запрещена в РФ), "Исламского государства" (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и тому подобных.
Однако логичен вопрос — а кто должен защищать наши коммерческие корабли от тех же сомалийских и прочих пиратов? Ведь не морские же пехотинцы должны там находиться. Кто будет охранять наши добывающие предприятия за рубежом в странах третьего мира? Должна быть проведена четкая грань между защищающими интересы нашей страны за рубежом и воюющими против неё, и для этого и предлагается легализация ЧВК.
Да, многие опасаются и появления многочисленных "частных армий", располагающих самым современным оружием. Однако службы безопасности крупных компаний и так представляют собой нечто подобное, разве что без пулемётов, орудий и бронетехники. Но ведь и американские ЧВК не имеют права их использовать внутри страны. По такой логике можно запретить и ЧОПы, у которых имеются нарезные карабины, бронежилеты, бронированные авто для транспортировки людей или инкассации денег и так далее.
Давайте будем честными. Огромное количество людей, прошедших спецподразделения или ВДВ, воевавшие в горячих точках в России и за рубежом (Афганистан, Ангола и других) неизбежно со временем покидают ряды армии, МВД и спецслужб. Что им предлагается делать на гражданке? Да, можно передавать свой ценный опыт молодёжи, но система ДОСААФ у нас попросту развалена, а организация военно-патриотических клубов сплошь и рядом встречает сопротивление чиновников. Кто-то найдёт себя в бизнесе или какой-то иной сфере деятельности. Но для многих из них война плотно вошла в жизнь, только там они видят свою жизнь осмысленной, а свою деятельность — почётной. Защита Родины с риском для жизни стала привычным делом. И предлагать им с их высочайшими навыками войны идти охранять банки или магазины, во-первых, выглядит просто неуважением, во-вторых, неуместным, когда нам противостоят за рубежом матерые опытные боевики.
"Люди, которые сейчас уходят в отставку, смогли бы находить хорошо оплачиваемую работу в таких подразделениях, не теряя боевой навык. Сейчас им, кроме как в охрану, идти некуда, — отметил в июле 2014 года журналистам депутат Госдумы Алексей Журавлев, участвовавший в работе над законопроектом о легализации частных военных компаний (законопроект тогда не был внесен). — ЧВК могут заняться охраной посольств России за рубежом и стать скрытым резервом наших Вооруженных сил — в случае мобилизации они смогут превратиться в регулярные подразделения армии".
Причем с самым важным функционалом, близким к спецназу.
"Чтобы принять решение по применению, например, сил специальных операций, президенту надо получить решение парламента. А такие компании смогли бы мгновенно противостоять угрозе, — заявил работавший вместе с Журавлевым над законопроектом Франц Клинцевич, ставший в сентябре 2015 года членом Совета Федерации, — но они должны очень серьезно контролироваться Министерством обороны и максимально использоваться в его интересах. Это не должна быть самодеятельность".
Эффективность таких методов показали "зеленые человечки" в Крыму, которые, как уже стало известно из публикаций "Новой газеты" (а кто-то знал об этом и по личным контактам), действительно не были кадровыми частями российской армии, будучи отрядом, собранным из бывших бойцов спецподразделений.
Таким образом, ЧВК могли бы стать "прокси-армией" России, нанося эффективные и молниеносные удары по врагам нашей страны, но при этом без официального участия в этом нашей армии и спецслужб. На фоне имеющихся угроз это выглядит актуальным.
Владимир Лактюшин, руководитель движения "Тигры Родины" (молодежное крыло партии "РОДИНА") – для Regnum