С 1 июля тарифы на услуги ЖКХ вырастут в среднем на 4%. Это рост в пределах инфляции, но россиянам надоело постоянное повышение стоимости коммуналки. Согласно соцопросам, примерно половина граждан считает это главной социально-экономической проблемой. Власти вынуждены помогать населению оплачивать ЖКХ: ежегодно на это тратится около 300 млрд рублей бюджетных средств. Но даже это не спасает: уже с четырех миллионов человек жилищно-коммунальные долги взыскивают судебные приставы. Об этом сообщает "Газета.ру".
На сколько справедлива дифференциация роста тарифов в зависимости от регионов? Помогают ли соцподдержка и субсидии гражданам справляться с долгами по коммуналке? На эти вопросы отвечают эксперты партии "РОДИНА":
Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Тамбовской области Максим Косенков:
- Я считаю, что очень вовремя нами затронута тема объективности тарифов на услуги ЖКХ. В региональное отделение партии "РОДИНА" в Тамбовской области звонят и приходят жители Тамбова, получившие квитанции по оплате ЖКУ за июнь, в которых значительно уменьшилась сумма компенсации по инвалидности.
Например, инвалид III группы, проживающий один в двухкомнатной квартире, получил в мае денежную компенсацию в размере 900 рублей, а в июне компенсация составила 330 рублей. Со слов инвалида II группы, проживающего в двухкомнатной квартире, его компенсация в июне составила 500 рублей вместо майских 1200 рублей.
Тамбовчане в один голос жалуются: пенсию прибавили на 100 рублей, а льготы сократились более чем на 500 рублей (и это без учета отопления). Все инвалиды, проживающие в приватизированных квартирах, являются собственниками жилого помещения в многоквартирном доме. Жители не понимают, почему никто не объяснил, в связи с чем произошли подобные изменения.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В Тамбовской области до июня 2017 года всем инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлялась скидка в размере 50% на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за капитальный ремонт независимо от принадлежности жилищного фонда и на все квадратные метры общей площади жилья.
Необходимо отметить, что, согласно изменениям в Федеральном законе об инвалидах, с 1 января 2005 года должна предоставляться скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда. А это значит, что проживающим в частных квартирах (приватизированных, купленных и подаренных в частную собственность) данная скидка предоставляться уже не могла. Но в Тамбовской области данная норма закона не применялась, и все инвалиды, проживавшие в приватизированных квартирах, получали скидку 50%. Также по 50% льготе рассчитывались такие жилищные услуги, как содержание и ремонт лифта, вывоз ТБО, обслуживание газовых сетей. На оплату коммунальных услуг скидка не менее 50% предоставлялась независимо от принадлежности жилищного фонда в соответствии с Законом.
С 1 января 2016 года инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, должна предоставляться компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50%, причем не на всю площадь квартиры, а исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения. Данный областной стандарт: 33 кв. метра общей площади жилья – на одиноко проживающего человека; 21 кв. метр общей площади жилья – на каждого члена семьи, состоящей из двух человек; 18 кв. метров общей площади жилья – на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более. Инвалиды III группы вовсе лишились льгот на капитальный ремонт.
Таким образом, многие инвалиды в 2017 году потеряли значительную часть компенсации на оплату жилого помещения и взноса на капремонт.
- В сложившейся ситуации власти недопустимо умолчали проблему, которая может привести к дальнейшему обнищанию наших граждан. Отсутствие какого-либо разъяснения и действенных мер приводит к нарастанию напряжения. Решение должно быть найдено честное и справедливое. До сих пор находилась возможность несколько лет не отнимать компенсацию, не сокращать ее. Значит, объём финансирования из федерального бюджета позволял пойти на такой шаг. В этой ситуации, пока власти будут думать, я могу посоветовать инвалидам, которые одновременно являются ветеранами труда, переходить на отдельные меры социальной поддержки ветеранам труда, которые установлены региональным законодательством. То есть, не отказываться от единовременной денежной выплаты по закону об инвалидах, но, при этом, выбрать более выгодные льготы по ЖКУ, предусмотренные законом о ветеранах. Это лишь совет тем, кто является одновременно и инвалидом, и ветераном труда, но он никак не решит проблему значительной части граждан, не имеющих звания "Ветеран труда".
Напомню, что законом области для ветеранов труда - собственников жилого помещения в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда установлена компенсация расходов в размере 50% суммы платы за жилое помещение в пределах областного стандарта нормативной площади жилого помещения. Также 50% за коммунальные услуги по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, независимо от вида жилищного фонда.
В региональном отделении партии "РОДИНА" считают, что региональные власти должны срочно определить свою позицию и открыто об этом сказать. Умалчивать о проблеме нельзя. Надо найти решение, чтобы не довести людей до отчаяния и не оставить их без средств для выживания.
Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Калининградской области Дмитрий Новик:
- Что касается вопроса о справедливости дифференциации тарифов на услуги ЖКХ в зависимости от регионов, то, на мой взгляд, тут все вполне оправдано. Бессмысленно сравнивать Москву и Вологду, поскольку и затраты, и покупательская способность населения существенно различаются. Также стоит отметить тот факт, что в регионах России различная степень изношенности инженерных коммуникаций: где-то трубопровод сохранился с начала XX века, а где-то построен модернизированный и современный комплекс. В целом система правильная, но неправильными остаются все сопутствующие дифференциации тарифов факторы.
К примеру, в ряде регионов наблюдается ситуация с урезанием льгот незащищенным слоям населения. На каком основании это происходит, мне не совсем понятно. Однако тут страдают не только пенсионеры, но и все остальные люди, которых стараются запутать всеми возможными способами для того, чтоб они платили много, не разобравшись. Среднестатистический человек оплачивает квитанции по умолчанию, и как правило цифры там завышены. Не так давно я сам попал в похожую ситуацию, вовремя не обновив счетчики водоснабжения. Пришлось оплачивать услуги по общегородским заоблачным тарифам. Когда же пришло уведомление об обязательном обмене прибора учета, прошло уже много времени, и деньги, естественно, никто не вернул.
Система ЖКХ использует бизнес-инструменты, которые ежедневно присутствуют в нашей жизни: мобильные операторы зачастую меняют тарифы абонентам, не уведомив их об этом, соответственно люди платят больше. Однако, стоит отметить, что у бизнеса есть хотя бы минимальная ответственность: в любой момент может прийти с проверкой ФАС, клиенты могут обратиться в суд, что повлечет за собой репутационные потери. В свою очередь, игрокам сферы ЖКХ бояться нечего, так как у их клиентов просто нет выбора. Система заточена на то, чтоб найти и реализовать все возможные способы «вытащить деньги» из карманов наших граждан. По самым скромным независимым подсчетам, средняя доля расходов на ЖКХ у россиян составляет более 16%, а то и 20%. Наша страна является лидером по росту тарифов на коммунальные услуги, при этом не являясь обладательницей стабильной и растущей экономики.
Я уверен, что все граждане согласны оплачивать коммунальные услуги, но тут есть нюанс: людям важно понимать, куда идут их деньги. Если бы система была прозрачна и понятна плательщикам, вопросов было бы гораздо меньше. Тут речь больше идет о деятельности управляющих компаний, которые взяли за правило собирать деньги, оставлять за собой долги и банкротить компанию. Я считаю, что только лишь лицензирование УК с соответствующим финансовым порогом, позволяющим в случае чего расплатиться по долгам, и здоровая конкуренция на рынке позволят стабилизировать ситуацию.
Ну а дифференциация тарифов в зависимости от регионов – сущая мелочь по сравнению с тем, что урезаются льготы, а "молчунам" накручивают тарифы.
Заместитель председателя регионального отделения партии "РОДИНА" в Республике Северная Осетия – Алания Сергей Мильдзихов:
- Поднятие тарифов ЖКХ, в первую очередь, сказывается на самых незащищенных слоях населения (пенсионерах, людях старшего поколения), так как именно они не могут "договариваться и воровать".
Бесконечное повышение тарифов на коммунальные услуги - это обман народа. Россия - самодостаточное ресурсное государство. Почему мы продаём газ и свет за пределы страны дешевле, чем своим гражданам? И всё это на фоне "золотых парашютов", астрономических зарплат работников монополий и ухудшения качества предоставляемых услуг. То есть из недр богатство выкачивается, но оно не вкладывается в страну и народ, а расхищается, при этом еще и загоняя население в долги. Я считаю справедливым запросить отчет о том, куда потрачены 300 миллионов? Уверен, что субсидии ушли на поддержание очередного производственного монстра и мизер - на простых людей.
Только национализация природных богатств позволит навести контроль и не душить постоянно растущими тарифами людей!